Функциональная грамотность – это это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования», 2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г. Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). - ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
- ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 14.09.2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 22.03.2021-№04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 06.05.2019 г. №-219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 21 сентября 2021 года №1611 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2021/2022 учебный год»
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- ПРИКАЗ №437 от 13.10.2021 г. “Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений на территории Балашовского муниципального района, на 2021/2022 учебный год”
ГИМНАЗИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
- План мероприятий по ФГ
- База данных педагогических работников
- Выписка из заседания педсовета №10
- ВЫПИСКА ИЗ НМС
- Выписка из протокола №11 от 16.05.22
- Приказ №902 от 13.10.21 об утверждении Плана по формированию функциональной грамотности
- Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования
Функциональная грамотность -математическая
- Функциональная грамотность (математическая 9 класс)
- Математическая грамотность (9 класс. Спецификация)
- Диагностическая работа (2021), вариант 2. Характеристики заданий и система оценивания.
- Диагностическая работа
Функциональная грамотность - читательская
Функциональная грамотность - естественнонаучная
БАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
- Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение.
Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение». - Электронный банк заданий по функциональной грамотности.
- Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».
- Банк заданий PISA.
- Мастер-классы PISA.
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.
- Издания центра ГГТУ Учитель будущего.
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Банк заданий для начальной школы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
- Методические рекомендации для учителей и родителей
- Рекомендации по формированию читательской грамотности
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
- Функциональная грамотность для педагога.
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
- Функциональная грамотность школьников Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
- Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
- Центр оценки качества образования ИСРО РАО Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
- Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по читательской грамотности
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ (ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ)